Под иностранным флагом

Правила плавания по внутренним водным путям РФ спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 г. № 472 г. Москва "Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств"

Пояснения и комментарии к Правилам:

  •  Правила действуют на внутренних водных путях РФ, открытых в установленном порядке для захода и плавания судов под флагами иностранных государств. Судам разрешено движение на ВВП РФ и стоянка в отведенных (разрешенных) для этого местах. Швартовка к причальным сооружениям осуществляется по согласованию с владельцами или операторами этих сооружений.
  •  Распоряжением правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 734-р российские внутренние водные пути открыты для спортивных парусных и прогулочных судов под флагами иностранных государств. В распоряжении приводится перечень таких водных путей и 40 портов, в частности, Архангельск, Барнаул, Волгоград, Казань, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Москва (Западный, Северный речной грузовой, Северный речной пассажирский, Южный речной грузовой и Южный речной пассажирский порты), Нижневартовск, Нижний Новгород, Омск, Осетрово (Усть-Кут), Пермь, Петрозаводск, Салехард, Самара, Санкт-Петербург пассажирский и Саратов.
  •  Правила распространяются на спортивные парусные и прогулочные суда общее число людей, на которых не превышает 18, в том числе пассажиров не менее 12, под флагами иностранных государств, осуществляющие судоходство по внутренним водным путям Российской Федерации и на экипажи указанных судов.
  • Суда должны выполнять требования Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации в отношении регулирования движения и правил стоянки, а также визуальной, звуковой сигнализации и радиотелефонной связи.
  • Согласно действующим нормативным документам, пограничной зоной признается территория шириной не менее 5 километров вглубь страны вдоль всей государственной границы Российской Федерации. Приход судна в порт оформляется в инспекции Государственного надзора в течение 24 ч. С момента прибытия
  • Надзор за соблюдением требований Правил осуществляется в пределах предоставленных полномочий Федеральной службой по надзору в сфере транспорта – ГИМС.
  • Управлять маломерным судном на территории России можно, только имея удостоверение, выданное ГИМС. Для получения удостоверения иностранными гражданами необходимо представить в ГИМС переведенные и официально заверенные копии документов на право управления судном и пройти собеседование.
  • Остается открытым вопрос об использовании на ВВП УКВ связи в связи с использованием в РФ отличного от Европейского союза частотного диапазона.
  • Безопасность

Службой поиска и спасения руководит Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС), с круглосуточным дежурством. В Российской Федерации функционирует  единый телефонный номер для вызовов в экстренных случаях - как и в Евросоюзе -112.

Список телефонов "горячих линий" ГИМС МЧС России по субъектам РФ

Телефон «горячей линии» Управления Государственной инспекции по маломерным судам  МЧС России – (495) 449-98-64

Аварийно-спасательная служба Ленинградской области:

187330 Ленинградская область Кировский район г. Отрадное ул. Заводская, д.14, т/ф (813-62) 43-000

Список телефонов "горячих линий" ГИМС МЧС России

 

Наименование субъекта РФ

№ телефона

Примечание

 

отдел ГИМС Северо-Западного регионального центра

(812) 540-91-61

г. Санкт-Петербург

Ленинградская область

(812) 710-74-04

 

г. Санкт-Петербург

(812) 312-80-15

 
  •  Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в пределах административно-территориальных образований РФ определяются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и Законами соответствующих территориальных органов управления «О разграничении полномочий органов государственной власти в области водных отношений на соответствующей территории» и устанавливают единый порядок пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в границах данных территорий. См., например: Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге, разработанные в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 07.02.2007 N 60-13 “О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области водных отношений на территории Санкт-Петербурга”.
  •  Расходы и возмещения
  • В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 04.06.2009 №90 «Об утверждении перечня сборов, взимаемых с судов в речных портах (потовых сборах, и перечня сборов взимаемых за услуги по использованию инфраструктуры  внутренних водных путей» в Санкт-Петербурге с плавсредств взимается корабельный, лоцманский и причальный сборы.
  • За услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей взимается:
  • Навигационный сбор на участках внутренних путей: Петрозаводск, Повенец - Вознесенье, Вытегра, Онежское озеро - Шлиссельбург, Шлиссельбург - Санкт-Петербург.
  • Маячный сбор - в Ладожском озере.
  • Сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям – на участках Торопово - Санкт-Петербург.
  • Резервирование каботажных перевозок за судами, которые ходят под национальным флагом закреплено как в России (ст. 4 КТМ Российской Федерации), так и в Украине (ст. 131 КТМ Украины). Разрешение для перевозки грузов и буксировки судов под иностранным флагом в каботаже производятся в случаях и порядке, установленных Правительством.
  • Одностороннее решение, подобное постановлению правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 г. № 472 г., интегрирующее водный транспорт Украины в транспортную инфраструктуру Европы, принято Кабинетом Министров Украины. Постановлением «Некоторые вопросы захода иностранных невоенных судов в речные порты Украины» № 155 от 29.02.2012 разрешено заходить в речные порты судам, плавающим под флагами государств, с которыми не заключены отдельные, регламентирующие данный вопрос договоры. Таким образом, яхта под иностранным флагом может без какого-либо специального разрешения также заходить в порты Украины.
  • Понятие маломерное судно конкретизируется  Федеральным законом Российской Федерации от 23 апреля 2012 г.     № 36 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна".

Этот же закон определяет порядок постановки на учет российских частных яхт и лодок. Оно не должно использоваться для коммерческих целей, иметь длину не более 20 метров, а число человек на борту не должно превышать 12. Тем самым регламентируются вопросы регистрации и эксплуатации маломерных судов. В том числе и при взимании с них налоговых пошлин и платежей, декларировании членов экипажа.

В отдельные категории выделены прогулочные суда, на которых может находиться до 18 человек при  условии, что судно не используется для коммерческой деятельности. Спортивные парусники также выделены в отдельную категорию. Закон устанавливает минимальный предел для судов, которые нужно регистрировать. В их число не входят маломерные суда массой до 200 кг, с моторами мощностью до 8 кВт, а также надувные лодки, спортивные байдарки, каноэ и гидроциклы.

Практика прохода ВВП судами под иностранным флагом

Особенности подготовки:

  • необходимо получение банковской гарантии, гарантирующей уплату таможенных пошлин и сборов (порядка 42% стоимости судна) при нахождении судна на территории РФ более одного года либо внесение соответствующе оформленного депозита. Первый вариант в реализации несколько проще и ряд банков, занимаются его оформлением.
  • отличные от Европейских стран стандарты электроснабжения, для подключения к розеткам необходим запас переходников и удлинителей;
  • ситуация с заправками на ВВП РФ удовлетворительная, хотя и недостаточная особенно для крупных быстроходных лодок. На топливных заправках зачастую нет возможности залить воду, что является наиболее острой проблемой при путешествии.

Санкт-Петербург

Право принимать яхты под иностранным флагом имеют два клуба «Центральный» и «Крестовский».

Пограничное и таможенное оформление на Морвокзале Санкт-Петербурга осуществляется круглосуточно и, в отличие от некоторых других регионов РФ, практически отработано, хотя еще нет четких инструкций и правил, отсутствуют стандартные бланки, которые приходится заполнять в произвольной форме. Целесообразно иметь телефоны пограничной службы г. Санкт-Петербурга по ним можно будет консультироваться при возникновении трудностей при прохождении ВВП в других регионах.

Для прохождения таможенного оформления необходимо заранее выслать банковскую гарантию в отдел платежей таможенного управления и после принятия и постановки ее на контроль разрешается «открывать границу».

Необходимо соблюдение правил прохождения мостов г. Санкт-Петербурга. При наличии на яхте не складывающейся мачты обязательна лоцманская проводка судна.

Переход на юг России через Москву

Одним из хорошо оборудованных промежуточных пунктов с европейским сервисом обслуживания является г. Приозерск.

При прохождении Ладожского и Онежского озер возможно пополнение из них запасов чистой воды.

Проход по ГБУ «Волго-Балт» осуществляется по договору, оплата осуществляется заранее перед входом в каскад шлюзов.

Работа шлюзов на ВВП осуществляется только в дневное время. Шлюзовые камеры тесные, в Волгодонском канале вмещают только по одному судну, при этом после заполнения камеры и прохождении впереди идущего судна зачастую приходится ожидать шлюзование судна, движущегося в противоположном направлении. Пассажирские пароходы проходят шлюзы вне очереди. Отстой судов осуществляется на подходных и оперативных рейдах и только в канале имени Москвы внутренние рейды отсутствуют. Необходимо за 1,5 часа предупреждать диспетчера о проходе. Связь с диспетчером шлюза осуществляется по радиоканалу, язык общения. – русский.

Также регулирование плавания по ВВП осуществляют диспетчеры движения.

Несмотря на то, что г. Нижний-Новгород включен в перечень городов, в которые разрешен заход маломерных судов под иностранным флагом, инфраструктура порта не подготовлена для приема иностранных яхт и найти подходящее место для швартовки весьма проблематично.

ВВП РФ заканчиваются за 100 км до выхода в море, до г. Ростов-на-Дону, в районе г. Аксая, после которого яхта уже находится под надзором морских служб и не может встать на якорь или зайти в яхт-клуб (яхт-клубы имеющие право принимать суда под иностранным флагом отсутствуют). Для прохождения погранично-таможенных процедур необходимо встать на необорудованный рейд (Ростовский морской международный порт), в зоне транзитных судов.

Лоцманская проводка до выхода в море обязательна (сложный речной фарватер до Азова) и стоит 15 тыс. руб.

Партнеры
  • Баннер внизу (Яхтенный Союз)
  • Баннер внизу-2