Геопортал «Водные дороги России»

А.П. Кузнецов, И.И. Касимов

Москва — порт пяти морей! Мы часто встречаем это выражение, однако не всем известно, что на самом деле оно означает. А означает это выражение то, что система рек и каналов Европейской части России позволяет судам добраться из Москвы до любого изпяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского. Учитывая,что речное сообщение — это один из самых дешевых способов транспортировкигрузов и перевозки пассажиров, выражение «Москва — порт пяти морей» в первую очередь говорит об уникальной системе речного сообщения Европейской части России и о тех ее возможностях, которые могут сыграть свою положительнуюроль в развитии экономики нашей страны, подобно тому, как это было в прошлом.Реки и озера с древних времен используются для транспортных целей. Речныепути сыграли значительную роль в расширении и укреплении русского государства. Они способствовали превращению России в мировую державу.

Рис. 1. Карта водных путей Европейской части РоссииВ настоящее время большая часть городов Европейской части России связанаглубоководными водными путями (рис. 1). Создана Единая глубоководная система протяженностью 6.5 тыс. км. В ее состав входят:

  • канал им. Москвы (канал Москва – Волга), благодаря которому возможно плавание судов от Москвы до Каспийского моря;
  • Волго-Балтийский канал (Волго-Балт), соединяющий Волгу и Балтийское мореи делающий возможным плавание судов от Москвы до Балтийского моря;
  • Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал — черезВолго-Балт и Беломорканал возможно плавание судов отМосквы до Белого моря);
  • Волго-Донской канал, соединяющий реки Волгу, котораявпадает в Азовское море, и Дон (по нему можно попастьиз Москвы в Азовское и Черное море);
  • а также реки Волга, Кама, Дон; Белое, Онежское и Ладожское озера.

В целом, судоходные внутренние водные пути Россиипротяженностью более 90 тыс. км являются важнейшейчастью транспортной инфраструктуры страны, связывающей между собой регионы России, и надежной основойдля успешного развития в России водного туризма, включая длительные водные путешествия на судах с целью отдыха, общения с природой и прохождения определенногомаршрута в привлекательных природных регионах. Водныйтуризм сочетает в себе элементы активного отдыха и спорта. За последнее десятилетие интерес к этому виду туризма в России возрос и продолжает увеличиваться, особенно если говорить окруизном туризме, включая яхтенный.

Путешествия по рекам России намоторных и парусных яхтах позволятувидеть новые пейзажи, красоты русской природы, ознакомиться с историей древних городов, увидеть места,которые до сих пор овеяны легендами, и навсегда сохранить в душе таинственную и суровую красоту российской природы.

С точки зрения бизнеса, яхтенныйтуризм, включая суда под иностранными флагами, считается даже более выгодным, чем обычный, круизный и экскурсионный. Деловые людивыражают готовность инвестироватьв развитие этого бизнеса, который может быть экономически привлекателен в первую очередь для регионов.Например, в Тверь или Углич при благоприятном развитии могут ежегодноприходить, по мнению экспертов, донескольких тысяч катеров и яхт.

Для иностранных прогулочных судов понадобятся сотни удобных причалов, отелей на дебаркадерах, прибрежных яхтенных стоянок, новых водных маршрутов. На каждой яхте будут минимум 6–7 человек, которые захотят снять гостиницу, пообедать в ресторане, приобрести сувениры, посетитьместные музеи, заправить яхту и при необходимости провести мелкий ремонт — все это будут востребованные услуги,приносящие выгоду местному бизнесу.

Среди иностранных яхтсменов на первых порах особенно будут пользоваться спросом водные маршруты наСеверо-Западе России, вокруг Санкт-Петербурга, в Карелии. По разным оценкам, в северной Европе насчитываетсядо нескольких миллионов частных катеров и яхт, несколько сотен тысяч — в Средиземноморье. Их владельцы заинтересованы в новых маршрутах. Если в Россию будет заходить хотя бы несколько процентов от этого количества, тоэто составит несколько десятков тысяч судов под флагамииностранных государств, что позволит, по самым скромнымэкспертным оценкам, получать в казну регионов ежегодно200–250 млн евро прибыли от водного туризма.

В последние годы ряд имеющихся проблем в развитииводного туризма в России начинает решаться на уровне государства. Происходят позитивные изменения в российском законодательстве. Так, принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризмав Российской Федерации (2011–2018 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644),в которой нашли отражение вопросы развития морского иречного туризма.

Однако реализацию программы затрудняет отсутствиев настоящее время современной информационной системы, которая обеспечивала бы в том числе предоставлениесервисов, включая сервисы коммерческой направленности,для различных групп потребителей — туристов, представителей туристской индустрии, инвесторов и поставщиковтуристско-рекреационных услуг и государственных заказчиков.

IV Международный форум «Санкт-Петербург — морская столица России. Морской туризм» (5–7 июля 2012 г.,г. Санкт-Петербург) обратил внимание на необходимостьсоздания информационного портала, посвященного водному туризму в России, — в целях обобщения, сбора и консолидации на одном ресурсе данных по этому сегменту, обеспечения его информационной поддержкой со сторонысубъектов РФ, где водный туризм является перспективнымнаправлением, а также его планомерного продвижения среди граждан России и иностранных государств.

Одним из важных нормативных нововведений сталопринятие в 2011 г. поправок в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (203-ФЗ). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г.№734-р утверждены перечень портов (40 портов), открытых для захода судов под флагами иностранных государств,а также перечень внутренних водных путей Российской Федерации, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств. Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 12 мая 2012 г. № 472 утверждены Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочныхсудов под флагами иностранных государств. Открытие внутренних водных путей России для судов под флагами иностранных государств (в спортивных, культурных, прогулочных целях) дает существенный импульс не только развитиювъездного туризма, но и строительству инфраструктуры.

С учетом имеющихся технологий, весомую роль в информационном обеспечении водного туризма может сыграть ИТЦ «СКАНЭКС» в части создания информационного ресурса (геопортала) в интересах обеспечения судоходства по внутренним водным путям, деятельности речныхи туристических информационных служб. Соответствующий проект в компании подготовлен для реализации.

Рис. 2. Пример представления информации на геопортале «Водные дороги России»Проект подразумевает создание геопортала на основекомплексирования электронной картографической информации внутренних водных путей, космических снимков,метеоданных, фотоматериалов, векторных слоев и семантической информации, данных АИС, а также панорамнойсъемки навигационных ориентиров и оборудования, объектов береговой, портовой и туристической инфраструктуры. Планируется реализовать возможность обзорного, масштабируемого представления основных маршрутов по внутренним водным путям Европейской части России и краткое описание возможностей судоходства, сервисного обслуживания и туристических путешествий по ним (рис. 2).

Предполагается разработать автономную версию информационного ресурса для установки на закрытые корпоративные сети, отдельные персональные, планшетные,а также судовые компьютеры и обеспечить географическийинтерфейс доступа к данным информационного ресурса.

Планируется обеспечить возможность использованиягеопортала в интересах различных ведомственных (Минтранс, Росморречфлот, ГИМС, речные информационныеслужбы, портовые администрации) и коммерческих (сервисные центры и службы, объекты портовой и туристической инфраструктуры, яхт-клубы и т.д.) потребителейс обеспечением размещения ими ссылок на дополнительную служебную и рекламную информацию и сайты.

В настоящее время реализуется первый этап проекта:создается промо-версия портала, включающая формирование информационных материалов (описания и схемы маршрутов внутренних водных путей, объекты береговой, портовой и туристической инфраструктуры) в Северо-Западноми Центральном регионах, электронные навигационные карты на участок: побережье Финского залива – река Нева, карты местности, покрытие космоснимками и развертываниеWEB-версии геопортала по району Европейской части России: побережье Финского залива – р. Нева–побережье Ладожского озера до р. Свирь – р. Свирь–Волго-Балтийскийканал–р. Москва.

По результатам работ на первом этапе предполагаетсяпровести апробацию геопортала и продолжить его развитие с учетом выявленных недостатков и поступивших предложений потенциальных потребителей.

 

Презентация геопортала «Водные дороги России»

Партнеры
  • Баннер внизу (Яхтенный Союз)
  • Баннер внизу-2